Параметры ГРМ G20DF
Числа зубьев звёздочек z1 и z2 следует выбирать нечётными, что в сочетании с чётным числом звеньев цепи lp обеспечит более равномерное изнашивание зубьев звёздочек и шарниров цепи.
(Справочник конструктора-машиностроителя, Том 2, Анурьев В.И., 2001, с.668.
http://skmash.ru/str326.php)
!!!В двигателе G20DF это требование нарушено!!!
42 зуба звезды распредвала выпуска и 42 зуба муфты распредвала впуска.
73 * 2 = 146 звеньев цепи.
Для этого двигателя нашлись 2 похожих варианта стандартов цепи:
Шаг цепи - 8.000 mm, 4x4
Шаг цепи - 5/16 дюйма = 7,9375 mm, 4x4
Шаг цепи - надо мерить!
Эвольвенту надо сравнивать!
Материал для изготовления цепей:
Пластины - сталь 40, 45, 50, 30ХН3А с закалкой до твердости HRC 32...44;
Реальная твёрдость SY - 43...52.
Ролики, валики, втулки - цементируемые стали 10, 15, 20, 12ХН3А, 20ХН3А, 30ХН3А с термообработкой до HRC 40...65.
Реальная твёрдость SY - 40...48.
Пластина, диаметр отверстия -? 3.19 мм ? с пробегом 51000
Ось, диаметр (шплинта) -? 3.13 мм ? с пробегом 51000
Зазоры ось-пластина нестабильные даже у одного производителя...
Материал для изготовления звёздочек:
Сталь 40, 45, 40Х, 50Г2, 35ХГСА, 40ХН с закалкой до твердости HRC 40...50,
или из цементируемых сталей 15, 20, 15Х, 20Х, 12ХН2 с термообработкой до твердости HRC 50...60.
Реальная твёрдость SY -
В нашем случае цепь должна прогибается в обратную сторону.
Критерий работоспособности ГРМ.
==============================
Главным критерием, по которому определяют чрезмерное увеличение зазоров у клапанов, является частый металлический стук,
хорошо слышимый при работе двигателя на холостых оборотах с малой частотой вращения коленчатого вала.
Данная неисправность приводит к повышенному износу торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб, а также потере мощности двигателя,
поскольку время пребывания клапанов в открытом положении уменьшается и, как следствие, ухудшается наполняемость цилиндров горючей смесью и полнота их очистки на четвертом такте работы.
Возможные последствия износа цепи.
В процессе эксплуатации автомобиля, особенно когда пробег достиг 100 т.км и более (для нормальных машин), цепь "вытягивается".
Этот термин не совсем правилен. Удлиняется она не за счёт деформации (растяжения) щёчек,
а из-за увеличения шага между звеньями,- вследствие износа шарнирных сочленений.
Как оценить пригодность цепи?
На практике удлинение цепи рекомендуют контролировать по наличию или отсутствию возможности её натяжения.
Так же можно проверить и фазы.
(Для ВАЗ-2101) Если метка звёздочки распредвала совпала с меткой корпуса подшипников распредвала, а метка на шкиве коленвала при этом располагается ниже метки на передней крышке двигателя миллиметров на 10 и больше,
цепь желательно заменить. В случае скола втулок, появления трещин на "щёчках" (аварийное состояние) требуется немедленная замена цепи.
К каким отрицательным последствиям приводит увеличение шага цепи?
Двигатель работает на холостом ходу неровно несмотря на то, что исправна система зажигания и питания,
компрессия в норме, зазор в клапанах тщательно отрегулирован.
Дело в том, что разные звенья изнашиваются неодинаково;
Цепь, обегая звёздочки, натягивается то больше, то меньше, при этом фазы газораспределения тоже непостоянны.
"Хлопание" зазора и "падение" цепи во впадины звёздочки (на практике это сопровождается сильным шумом).
Может отломиться успокоитель, плунжер натяжителя, уголок башмака.
Цепь может перескочить на 1~5 зубьев и в лучшем случае двигатель заглохнет, в худшем - клапаны "встретятся" с поршнями и серьезный ремонт двигателя неизбежен.
Чтобы оградить двигатель от описанных последствий, а себя от непредвиденных расходов,
рекомендуется чаще и тщательнее регулировать натяжение цепи до предельного вылета натяжителя цепи (для G20DF - 18 мм),
который косвенно соответствует ~ предельно-допустимому растяжению цепи.
Правильная цепь.
В настоящее время в продаже имеется множество разных цепей,
в том числе и подделки от "серых" производителей, сделанные неизвестно где и как.
Как отличить оригинальную цепь от "левой"?
На вид это сделать достаточно сложно.
Но нужно помнить что, втулки и звенья цепи закалённые. Это можно проверить, имея при себе надфиль.
Обнаружив "сырой" металл, верните цепь обратно продавцу.
Проверка цепи бывшая в употреблении.
Способ которым пользуются обычно на практике.
Цепь держат плашмя рукой. (Для ВАЗ-2101.) Если прогиб составляет 7...10мм, то цепь новая, если прогиб 17...20мм,
то она уже изрядно поработала. Особенно нежелательно, когда две ветви цепи провисают по-разному.
Это объясняется неравномерностью износа из-за цикличности нагрузки.
==Итог==
Числа зубьев звёздочек ГРМ следует выбирать нечётными, что в сочетании с чётным числом звеньев цепи обеспечит более равномерное изнашивание шарнирных сочленений цепи (УВЕЛИЧЕНИЕ ШАГА МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ) и зубьев звёздочек.
!!!В двигателе G20DF SsangYong это требование нарушил!!!
Конструктив приветствуется...
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал s-action: 28 февраля 2016 - 10:44