Клуб Любителей SsangYong New Actyon (СсангЙонг Нью Актион) : История первого советского внедорожника

Перейти к содержимому


История первого советского внедорожника

История первого советского внедорожника

Советский автопром не стоял на месте, конвейеры выпускали тысячи легковых и грузовых автомобилей в год, но ниша внедорожников на рынке имела скудный выбор.

Автомобильные заводы страны, в большей степени, имели программу на производство машин для нужд хозяйственной деятельности, либо перевозки людей, а вот, чтобы совмещать обе функции и еще быть проходимой и внешне эстетичной, и современной советский рынок не имел. В 60-х годах было уже налажено производство полноприводного УАЗа, но заводы были перегружены заявками для обеспечения армии, поэтому заполучить подобный автомобиль для простого человека не представлялось возможным.

Алексей Косыгин, председатель совета министров, поручает автоконструкторам разработать удобный легковой автомобиль с высокой проходимостью для населения страны. Конструировали новый внедорожник сразу три крупных советских автопроизводителя – АЗЛК, АвтоВАЗ и Ижмаш.

АвтоВаз превзошёл все ожидания министров и предложения конкурентов, так как машина была не на базе уже существующих моделей, а разработана «с нуля», со своими личными особенностями и характеристиками, аналогов не было даже за рубежом – это ВАЗ 2121 «Нива». Нива имела неотключаемый полный привод, независимую подвеску, несущий кузов и достаточно комфортный и привлекательный салон для того времени.

Так вышло, что производить полноприводную Ниву на заводе было дешевле, на имеющемся оборудовании, но это придавало ей максимальную устойчивость в условиях бездорожья. Главными конкурентами становились: Range Rover, Land Rover и наш УАЗик, именно с ними Нива проходила испытания в средней полосе страны. Новый внедорожник имел преимущество на коротких дистанциях, легко преодолевались ухабистая местность.

Существовала даже легенда о том, что испытывают новый румынский джип, чтобы притупить интерес и ажиотаж автолюбителей к новинке, вместо эмблемы АвтоВАЗа использовали выдуманную – Formika. Успех конструкторов был очевиден и производство ВАЗ 2121 было запущено уже в 1976 году.

Первые 25 тысяч внедорожников сошли с конвейера, приуроченные к съезду партии, затем производство набирало обороты и удваивало выпуск машин. Практически с первых дней активно налаживался экспорт, что позже составляло 80% произведенных автомобилей. Нива пользовалась особой популярностью в других странах. Нива стала предметом для гордости всей страны, ведь именно советские разработчики воплотили в жизнь такой сложный проект и реализовали идею постоянного полного привода в автопроизводстве. Цена Нивы первые годы устанавливалась и составляла порядка 9000-10300 рублей, но чуть позже было принято решение закрепить цену на нижнем уровне. Дефицит востребованной новинки внутри государства сохранялся длительный период из-за огромного количества экспортированного товара в более 100 стран мира.

Нивы, собранные для других стран, всегда отличались более высоким уровнем комплектаций, чем внедорожники для внутреннего рынка, соответственно, и цена за рубежом была выше, в сравнении с другими экспортируемыми советскими автомобилями. Автолюбители и эксперты записывались в очередь для покупки такого легендарного авто как в СССР, так и в Германии, Великобритании и ряде других стран.

С 1976 года Ниву испытывали на всех континентах, она продолжала показывать отличные результаты. В конце 90-х годов внедорожник покорил Эверест и добрался до высоты 5200 метров, позже ставил рекорды в Гималаях и Японии на Фудзияме, ее отправляли в Антарктику на парашютах, где в суровых условиях ей удалось добраться до крайней точки Земли и после обслуживать станции долгие годы. Иностранные конкуренты тоже не отставали от советского джипа, но в проходимости ей не было равных.

Этот вездеход казался непобедимым и выигрывал мировые ралли в Африке и Австрии. С годами Ниву пытались модернизировать, например, для нужд армии была разработана «плавающая» версия, которая так и осталась на этапе проекта, конструкторам не удалось вывести ее в массовое производство.

Для цирка Юрия Никулина произвели внедорожник, на базе Нивы, который водили медведи, представлял собой открытый кузов с легким управлением. Только в 1994 году удалось выпустить усовершенствованную модель классической Нивы «Нива- Тайга» 21213 и в 2000-х годах совместный проект Нива Шевроле.

С годами цена увеличивалась и экспорт сокращался, автомобили стали производить с большим объемом двигателя и дизельными моторами от Peugeot, которые адаптировали под экологические стандарты. Нива, еще пол века назад, заполнила пустующую нишу автомобильного рынка, фактически, стала первой в своем классе проходимости и долгие годы не отдает лидирующие положение. Благодаря ей советский автопром стали рассматривать иностранные коллеги как конкурентов.

Источник: http://sarsim.ru